Квазар - это программный комплекс (ПК), разработанный нашей компанией для автоматизации здравоохранения. Программный комплекс позволяет работать пользователям через сеть интернет, тем самым без проблем соединяя рабочие места в единую систему с совместными данными на сколь угодно большой территории. Количество пользователей системы лимитируется только мощностью оборудования, одновременно могут эффективно работать несколько тысяч пользователей.

В значительной части установок ПК Квазар используется в двух вариантах - как региональный информационный ресурс (РИР) здравоохранения (в вариантах и как шина данных, и как региональная МИС), так и в качестве самостоятельной МИС уровня медорганизации (в т.ч. частной).
Более подробно о вариантах и функционале можно найти на сайте в пункте меню "Услуги" -> "Программное обеспечение".

Квазар - это классический пример трехзвенной архитектуры - система управления базами данных (СУБД), сервер приложения (СП), и тонкий клиент(ТК). В качестве СУБД может выступать PostgreSQL версии 10 и выше. В качестве СП выступает разработанный нашей компании набор web-сервисов.

Далее через интернет (или защищенные каналы связи) происходит обмен данными между СП и тонким клиентом, в роли которого выступает кроссплатформенное приложение на компьютере конкретного пользователя. СП и ТК написаны на языке Java, что позволяет гарантировать высокую работоспособность, возможность работать как на ОС Windows, так и на отечественных ОС.

Дистрибутив ТК нужен только один раз — для первичной установки клиента. Его на компьютер пользователя(й) должен поставить администратор. Установка проводится однократно. Дальнейшая установка обновление модулей проходит автоматически.

Защита зависит от места установки сервера приложения Квазар.

Если используется центр обработки данных (ЦОД) нашей компании, тогда защита возможна в двух вариантах:

1) осуществляется по протоколу TLS (ГОСТ),
2) через аттестованную защищенную сеть VipNet.

В случае размещения серверов на площадке заказчика, защита передачи данных обеспечивается самостоятельно, с применением различных средств криптографической защиты информации (СКЗИ). Но необходимо иметь ввиду, что применение сертифицированных средств защиты потребует значительных затрат времени и финансов. Более подробно можно уточнить, задав вопрос непосредственно нашим специалистам. Имея большой опыт работы с контролирующими органами, наша компания может проконсультировать о тех или иных особенностях применения средств защиты.

Для начала работы необходимо заключить договор на поставку программного обеспечения Квазар с необходимыми Вам модулями, принять лицензионное соглашение, и развернуть систему полностью у себя (сервер Квазар и клиенты), или воспользоваться услугами нашего центра обработки данных ( в этом случае, нет нужды в собственных серверах, но необходимо соединение клиентских рабочих мест с сетью интернет).

КМИС "Квазар" развертывается либо на площадке нашего ЦОДа, либо на серверной площадке региона. Местоположение ЦОДа не имеет значения, но желательно размещать серверы КМИС "Квазар" физически именно в регионе, для уменьшения времени доступа к ним.

Серверов требуется минимум два — сервер приложения (входящий — frontend) и сервер СУБД (backend). Конкретное количество серверов рассчитывается исходя из предполагаемой нагрузки (количества пользователей и профиль их работы).

Для сервера приложений нужна отечественная операционная система из перечня Реестра отечественного ПО. Для взаимодействия с сервисами Минздрава дополнительно нужно установить серверные версии КриптоПро CSP и КриптоПро.NET (для реализации обмена с ЕГИСЗ сообщениями с электронной подписью).  

Для сервера СУБД, требуется СУБД PostgreSQL 14 или выше. Серверов приложений может быть больше одного, в зависимости от потребностей. Балансировка нагрузки в таком случае решается либо внешними средствами, либо настройками клиентских модулей – к какому серверу за каким функционалом обращаться.  Серверы СУБД также поддаются увеличению – в основном с использованием механизмов самого PostgreSQL, например есть возможность разделить функционал между двумя базами для ввода и для аналитики, с теневым копированием данных.

Обмен данными между клиентской и серверной частями КМИС происходит либо внутри защищенной сети передачи данных (ЗСПД), либо через интернет с использованием HTTPS (TLS ГОСТ). Вариант с ЗСПД предпочтительнее, т.к. в полной мере выполняет требования законодательства в части работы с персональными данными.  

В процессе загрузки клиента (обычное приложение), запрашивается логин и пароль пользователя, затем на сервер отправляется идентификационная информация пользователя (в зашифрованном виде).
В ответ сервер возвращает информацию о пользователе, включающую набор модулей и их версий для этого пользователя.

При загрузке модулей, происходит сравнение версий текущих с серверными (эталонными) и в случае несоответствия версий (в любую сторону), происходит скачивание эталонного модуля и замена его на компьютере пользователя. С учетом того, что служба обновления работает с системными правами (устанавливается при установке ПО), такое обновление не требует наличия каких либо специальных прав от пользователя.

Все индивидуальные настройки находятся в рабочей папке пользователя.

Журналирование предусмотрено на двух уровнях — на локальном компьютере пользователя и на уровне сервера приложений.

На локальном компьютере регистрируются технические аспекты работы клиента — загрузка модулей, ошибки клиента, т. е. не содержит никаких персональных данных. Эти данные (логи) нужны для анализа работы программы на конкретном компьютере.

На серверном уровне фиксируются все действия пользователей — внесение записей, их изменение и т.п.

Поддерживается работа с следующими сервисами:

Федеральные:
- ЕСИА (Единая система идентификации, аутентификации) для пациентов
- СМЭВ (система межведомственного электронного взаимодействия - ФМС, ПФ, ЗАГСы и тд)
- ЕПГУ (единый портал госуслуг, запись на прием к врачу)
- ФИАС (федеральная информационная адресная система)
- ФСС (электронные больничные листы)

Минздрава:
- ФЭР (федеральная электронная регистратура, версии 3.0 и концентратор ФЭР)
- ИЭМК (интегрированная электронная медицинская карта)
- ФРМО/ФРМП (федеральный регистр медорганизаций/медицинского персонала)
- НСИ МЗ РФ (реестр нормативно-справочной информации)
- ВИМИСы различных профилей (вертикально-интегрированные медицинские информационные системы)

Коммерческие решения:
- PACS-системы (с протоколом DICOM)
- ЛИСы разыных производителей

IP телефония:
- различные производители - манго, ростелеком, домру...

Возможно ведение списков пациентов несколькими путями:

Есть возможность как автоматического получения информации из базы застрахованных ТФОМС, так и ручного ввода оператором. База данных — единая. Ручной ввод пациентов допускается в крайнем случае, например, иногородних/иностранцев.

Кроме того, при наличии электронных сервисов страховых компаний, возможна автоматическая загрузка списков пациентов. Но это требует написания адаптера для каждой страховой компании индивидуально.

Третий вариант - использование СМЭВ (системы межведомственного электронного взаимодействия), но этот вариант требует массы бюрократических согласований с операторами СМЭВ конкретного региона. Если разрешение получено, то для появления пациента в базе достаточно идентифицировать его один раз по какому-либо документу или номеру (паспорт, полис, СНИЛС).

Да, настройка всех печатных форм возможна индивидуально для каждого пользователя. Также доступна настройка вида вывода форм — предварительный просмотр или вывод напрямую на конкретный принтер. Принтеров у пользователя может быть более одного и можно для каждого документа указать свои настройки печати. Это важно, например, регистраторам, у которых идет печать одновременно как на термопринтер (талончик для пациента), так и на обычный (амбулаторные карты и справки).